Урок 5: Поисковые системы и ссылки (16 мин.)
КОНСПЕКТ УРОКА:
Добрый день, на прошлом уроке мы изучали с вами текст, что поисковые системы могут знать о тексте документа и какие инструменты есть для анализа качества текста.
На этом уроке мы переходим к ссылкам. Ссылка - это часть текста, на которую можно нажать и перейти на другой документ. Или в другую часть этого текста. Кроме текста, ссылка так же может быть и изображением. Когда вы наводите курсор на ссылку то, обычно, он превращается из "стрелочки" в "палец". Исторически так сложилось, что ссылка в тексте выделяется синим цветом и подчёркиванием.
ПРОСТАЯ ССЫЛКА В КОДЕ СТРАНИЦЫ
Давайте посмотрим, как устроена ссылка "внутри" - в коде страницы. Наводим курсор на ссылку, нажимаем правую клавишу мыши и выбираем пункт "посмотреть код". Справа открывается окно с инструментами для разработчиков. И вот здесь синим фоном высвечена вся часть кода, который относится к этой ссылке. Ссылка в коде начинается тегом "А" и заканчивается вот этим тегам "/A". В параметре "HREF=" мы видим адрес страницы, на которую нужно перейти при клике на ссылку. И вот здесь вы видите текст ссылки, который кликабелен на сайте. Этот текст называется "анкором" ссылки.
Перед вами схема, на примере которой я буду объяснять работу поисковых систем со ссылками. Эти прямоугольники обозначают отдельные страницы, а стрелки - ссылки между ними.
ТЕКСТ ССЫЛКИ (АНКОР)
В качестве первого примера: на некоторой странице написано "аренда коттеджей" и это кликабельная ссылка, которая ведет на другую страницу. Логично предположить, что на той, другой странице рассказано именно про "аренду коттеджей". Таким образом поисковые системы стали к тексту, которой они находили на страницах, учитывать еще и текст ссылок, которые ведут на эту страницу.
АВТОРИТЕТНОСТЬ ССЫЛКИ
Вторым параметром в учете ссылок стала "авторитетность" ссылающейся страницы. Если на какую-то страницу ведет много входящих ссылок, эта страница считается более авторитетной, чем страницы, на которые идет меньше входящих ссылок.
В примере на экране: конкурирующие страницы "Конкурент 1" и "Конкурент 2". Как вы видите, на страницу "Конкурент 2" ведет меньше входящих ссылок, чем на страницу "Конкурент 1".
Кроме того, среди страниц, которые ссылаются на "Конкурент 1" больше авторитетных страниц. В нашей схеме они больше по размеру. И ссылки с них более "жирные", т.е. более полезные. В результате собственная авторитетность страницы "Конкурент 1" больше, чем у "Конкурент 2".
Само по себе, это уже рассматривается поисковиками как фактор ранжирования: более авторитетной странице можно дать более высокие позиции в выдачи.
Параметр авторитетности странице, который впервые появился в Google называется "Page Rank". PageRank страницы тем выше, чем больше входящих ссылок на эту страницу и чем более "жирные" ссылающиеся страницы.
Интересный момент связан с тем, что чем больше ссылок со ссылающейся страници, тем меньше "авторитетности" передается по каждой из ссылок к следующей странице.
Кроме того, что более авторитетная страница имеет больше шансов попасть в топ выдачи, это авторитетность влияет еще и на значимость текста ссылки. Если авторитетная страница ссылается словами "аренда коттеджей" на другую страницу, то у второй страницы больше шансов попасть в топ выдачи, чем если бы с этими же словами на неё ссылалась менее авторитетная страница.
ТЕМАТИКИ ССЫЛКИ (ССЫЛАЮЩЕЙСЯ СТРАНИЦЫ)
В Яндексе собственный параметр авторитетности страницы назывался "Индекс Цитирования". Достаточно быстро, кроме "индекса цитирования", добавили еще и "Тематический Индекс Цитирования" (ТИЦ) - для сайта в целом. Что отражает важность не только авторитетности ссылающихся страниц, но и их "тематику" - тематическую близость ссылающейся страницы и страницы принимающей ссылку. В настоящий момент ТИЦ в Яндексе не считается, но вы встретитесь с его архивными значениями в ряде инструментов для оптимизаторов.
Вот в данном примере на экране цепочка ссылок идет в рамках тематики "аренда недвижимости".
Вот эта ссылка - "туризм". А вот эти серые ссылки и серые страничке - это уже другие темы.
Если страницы, которые ссылаются друг на друга, относятся к одной тематике - у поисковых систем больше оснований доверять текстам таких ссылок и передаваемой авторитетности. И такие страницы можно выше ранжировать в выдаче. Технически, механизмом учета тематики ссылки будут слова, которые находятся на странице рядом со ссылкой.
TRUST RANK - ДОВЕРИЕ
Очень быстро оптимизаторы, занимаясь продвижением сайтов, стали расставлять проплаченные и обменные ссылки, повышая авторитетной собственных продвигаемых страниц. А также повышать авторитетность тех страниц, с которых они ставили ссылки на собственные страницы. И в Google появилась следующая одна технология, параметр сайта, связанный с "доверием" к сайту. Эта технология была зафиксирована в патентах Google и она называлась "Траст".
На первом этапе выбираются сайты, которым точно можно доверять: как например, microsoft.com, которые точно не ставят продажных ссылок. Если с такого сайта стоит какая-то ссылка - к ней стопроцентное доверие. Дальше простраивается такая-же ссылочная цепочка, передающая не "авторитетность", а "доверие" от изначально выбранных вручную сайтов. На схеме на экране передача "доверия" указана зелёными стрелками. В процессе передачи "доверия", по мере удаления от изначальных сайтов, доверие уменьшается. Вот на этот сайт ссылаются еще с большим "доверием", отсюда "доверия" все меньше и меньше.
БЕСПОЛЕЗНЫЕ И ВРЕДНЫЕ ССЫЛКИ
Дальнейшее развитие учета поисковыми системами ссылок продолжалась в направлении отделения хороших ссылок от плохих, качественных от некачественных, естественных от искусственных.
Nofollow. Давайте посмотрим на схему: есть некоторая красная страничка. С нее поставлена ссылка и эта ссылка может быть как бесполезный, так даже и вредной. Среди бесполезных ссылок есть ссылки с параметром "nofollow" ( rel=nofollow ). Этот параметр может быть поставлен внутри тега ссылки и он говорит поисковой системе, что вебмастер или владелец сайта не хочет, чтобы эта ссылка учитывалось поисковыми системами. И, действительно, если она и будет учитываться, то с меньшим авторитетом. Так же можно запретить роботу поисковой системы следовать по всем ссылкам страницы, разместив в коде директиву: meta name=robots content=nofollow.
Покупные ссылки. Второй момент связан с тем, что в рамках развития ссылочного продвижения появилось большое количество ссылочных бирж, на которых можно за деньги выбрать сайты и страницы, и купить с них ссылку на свою страницу. Поисковые системы выявляют такие продажные ссылки. В правилах поисковых систем прямо написано, что так делать нельзя и за это сайт получит наказание. Наказание для сайтов, которые продают ссылки, так и для сайты, которые покупают ссылки. Как минимум, эти ссылки не будут учитываться в ранжировании. Такие не учитываемые ссылки фильтруются "непот фильтром" и не учитываются. Как максимум - наказание получит весь сайт.
Токсичные ссылки. Следующая технология, которая появилась из Google, связана с тем, что ссылки, которые идут с низкоавторитетных, некачественных страниц становятся вредными - "токсичными" для сайта. Большое их количество негативно влияет на продвигаемую страницу.
Ссылочный взрыв. Еще одна технология отсеивания неестественных ссылок - "ссылочный взрыв". Если у некоторого сайта наблюдается неестественный, "взрывной" прирост входящих ссылок, это сигнал для поисковой системы усомнится в них.
Browse Rank. И последняя технологиях, о которой я тут скажу, по которой поисковые системы могут отличать хорошие ссылки от плохих - Browse Rank. Это учет переходов реальных посетителей по ссылкам. Поисковые системы знают об этом через счетчики аналитики (Google Analytics и Yandex Metrica). А также, из собственных браузеров (Google Chrome и Yandex Browser), информация из которых о поведении пользователей отправляется в поисковые системы.
ССЫЛОЧНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ОПТИМИЗАТОРА (НАЧАЛО)
Страница (сайт), с которой стоит ссылка, называется "донор".
Страница (сайт), которая принимают сылку, называется "акцептор" или "реципиент".
В работе у вас возникнут задачи:
- узнать, какие ссылки идут на ваш сайт;
- какая "авторитетность" каждой ссылки, каждого донора;
- какое "доверие" ссылающегося донора;
Чтобы убрать из ссылочного профиля вашей вашего сайта плохие ссылки и добавлять хорошие.
Также вам будет нужно посмотреть, какие ссылки стоят на ваших конкурентов - где они нашли ценных доноров - поставьте свои ссылки там же.
Переходим к инструментам, с помощью которого вы это все можете посмотреть.
ССЫЛКИ В ЯНДЕКС-ВЕБМАСТЕР
у Яндекса есть инструмент webmaster.yandex.ru для вебмастеров. Зарегистрировав там свой сайт вы сможете получить большое количество полезной информации о нём:
- как Яндекс его индексируют;
- как ранжирует;
- какие ссылки учитывает;
- по каким ключевым словам приводит посетителей.
Вот раздел, в котором вы можете посмотреть, какие внешние ссылки ведут на ваш сайт. Здесь есть:
- количество ссылающихся сайтов;
- количество внешних ссылок (т.к. с каждого сайта может быть несколько внешних ссылок);
- динамика по времени - как росла ссылочная масса - и в ссылках, и в доменах-донорах.
Как видите, динамика здесь идет по разному: количество ссылающихся сайтов, отмеченных темно-синей линией, понемногу убывает, а количество внешних ссылок, отмеченных светло-синей линией, увеличивается.
Также здесь можно отдельно посмотреть списки ссылок: "живые" ссылки, которые Яндекс знает, и удаленные, которые исчезли (их нужно проверить).
Есть еще ряд инструментов. "Не работающие" ссылки - это ссылки, которые ведут, например, на страницу, а эта страница на вашем сайте теперь отсутствует.
Ниже таблица, в которой представлено:
- с какой страницы стоит ссылка;
- с каким анкором;
- на какую входящую страницу ведет;
- когда она была впервые обнаружена Яндексом;
- когда она была проверена Яндексом последний раз.
Также здесь есть Индекс Качества ссылающегося Сайта от Яндекса - "ИКС".
Можно пердполагать, что чем более качественный сайт, тем выше будет учитываться эта входящая ссылка и тем больше будет ее влияние для продвижения вашего сайта.
Из Яндекс-Вебмастера вы можете сделать экспорт и получить в формате Exel всю таблицу ссылок на свой сайт. В таблице три колонки:
- адрес ссылающиеся страницы-донора;
- анкор, которым она ссылается;
- адрес страницы-реципиента, на которой стоит ссылка.
ССЫЛКИ В GOOGLE SEARCH CONSOLE
В Гугле есть подобный инструменты для вебмастеров, который называется Search-Console (search.google.com/search-console/). Зздесь функционал несколько отличается:
есть несколько виджетов. Вы можете:
- либо перейти в подробный отчет, например, по внешним ссылкам;
- либо выбрать страницу вашего сайта, кликнуть и посмотреть: какие ссылки ведут конкретно на эту страницу. Далее вы увидите:
- какие сайты ссылаются на эту страницу;
- откроете ее и увидите с каких страниц ссылающегося сайта стоят ссылки.
Также можно смотреть список сайтов, которые ссылаются на ваш домен в целом.
И, открывая их, смотреть - на какие страницы они ссылаются.
Существенное отличие от возможностей в Яндекс-Вебмастере в том, что вы не можете экспортировать целиком весь список ссылок, ведущих на ваш сайт. Вам придется делать это в каждом экране отдельно. Допустим, вы смотрите входящие ссылки вот на эту страницу и вы можете их экспортировать. Вы переходите - следующий раздел и вы можете экспортировать только содержимое этого раздела.