Факторы учитываемые Яндекс (без весов)
Старая инструкция разработчиков по факторам Матрикснет Яндекса matrixnet.doc
Выдержка интересного из факторов Яндекса от 2023г.
Файл содержал 17854 фактора ранжирования для всеобщего обозрения. Из файла понятно, что:
- существуют факторы поиска изображений, видео, «новизны» информации, персонализации;
- основные классы факторов ранжирования: статические, динамические, запросные;
- 2000+ факторов тестовые.
Хостовые факторы ранжирования
- Траст — один из важных факторов. Если у вас старый «прокаченный» трастовый сайт, то вы получите буст и по остальным факторам.
- Протокол. Если вы вдруг еще не перешли с http на https, то сейчас самое время.
- Надежность. Избегайте ошибок 4xx и 5xx.
- Домен. Доменная зона .com — положительный фактор, .ru — отрицательный.
- Средняя позиция домена по всем запросам. Тематические сайты продвигать проще, чем сайты с широкой тематикой.
- Трафик и процент органического трафика. Чем больше на сайте SEO-трафика, тем лучше будут ранжироваться и новые страницы. Если на сайте много рекламного, социального, email трафика и пр., то ранжирование новых страниц будет хуже.
- Поведенческие. Время на сайте, показатель отказов, CTR, last-click и прочие — важные факторы. Если умеете работать с этими факторами, будет вам счастье ;)
- Закладки. Чем больше пользователей сохраняют сайт в закладки, тем лучше.
Структура сайта
- Ключевые слова в URL. Наличие ключевых слов в адресе страницы — положительный фактор.
- Цифры в URL — отрицательный фактор. Желательно не использовать id товаров, статей, а делать ЧПУ урлы.
- Количество слешей / в URL. Речь про структуру сайта: site.com/page1/page2/page3/. Чем меньше слешей, тем лучше. Используйте плоскую структуру сайта: site.com/page1/, site.com/page2/ и т.д.
- Наличие сиротских страниц на сайте — отрицательный фактор. Страницы-сироты — это страницы, на которые нет внутренних ссылок. Такие страницы нужно либо удалить, либо поставить на них ссылки и добавить в общую структуру сайта.
Текстовые факторы ранжирования
- Тематические совпадение документа (страницы сайта) и запроса пользователя. Чем больше используете слов из вашей тематики при создании текста, тем больше будет полнота раскрытия темы и выше ранжирование.
- Полное вхождение запроса в Title с учетом синонимов. Старайтесь добавить больше важных слов из тематики в Title страницы.
- Процент вхождения 200 наиболее часто встречающимися словами языка от количества всех слов в тексте. На данный фактор влиять сложнее, но тем не менее он есть.
- Количество неуникальных шинглов на странице. Шингл — это определенные фрагменты текста, по которым производится проверка оригинальности документа. Другими словами — не используйте однотипную генерацию контента по шаблонам на сайте, как делают некоторые интернет-магазины. Последние AI-решения упростят вам работу.
Ссылочные факторы ранжирования
- Анкор ссылки. Правильная последовательность слов из запроса в тексте ссылки положительно повлияет на ссылающийся документ.
- Безанкорные ссылки. Более 50% входящих ссылок должны быть безанкорными.
- Процент отношения ссылок с URL-адресом в качестве анкора к общему количеству ссылок.
- Возраст ссылок. Старые ссылки лучше работают, чем новые.
- Ссылки с главной страницы более ценны, чем с внутренних страниц.
- Входящие ссылки со 100 лучших сайтов региона (страны).
- PageRank — 17-й по значимости фактор ранжирования. Все-таки ссылочное Яндекс не отключил, как утверждал ранее.
Положительные факторы ранжирования
- Кликабельность самого важного слова в домене. Т.е. важен брендовый трафик на сайт.
- Наиболее характерное слово запроса, соответствующее сайту согласно Яндекс бару. Если частый пользовательский запрос в Яндекс похож на ваш сайт (бренд) и вы получаете по нему трафик, то это положительный фактор. Например, если ваша компания называется «Стул Стулыч» и вы получаете трафик по запросу «стул», то это положительный сигнал.
- Покрытие домена трехбуквиями запроса. Например, ваш основной запрос — качественная мебель. Разбив запрос на трухбуквия, получим kach, ven, meb, bel. Соответственно в домене можем использовать комбинацию kachmeb.
- Домен в зоне .COM — положительный фактор, .RU — отрицательный.
Отрицательные факторы ранжирования
- Реклама на сайте. Речь скорее про рекламные блоки, баннеры и пр.
- Возраст документа (страницы). Старые страницы ранжируются лучше, чем новые, поэтому лучше обновлять контент на уже существующих страницах нежели создавать новые.
- Ранжирование страницы по ограниченному количеству поисковых запросов. Не нужно стремиться выводить страницу в ТОП по всем возможным запросам. Чем по более узкому и ограниченному кластеру поисковых запросов оптимизирована страница, тем лучше.
- Большое количество входящих ссылок с коммерческими анкорами. Должно быть менее 50% подобных ссылок.
- География поискового запроса пользователя и сайта. При запросе пользователю будут в первую очередь показываться региональные сайты.
Интересные факты
- Яндекс использует некоторые данные Google для собственных расчетов. Доподлинно неизвестны причины этого, но в документах есть факторы, содержащие в названии GGL или GOOGLE.
- Яндекс парсит другие поисковики и сервисы (Google, Yahoo, Bing, TikTok, YouTube и пр.) и анализирует их алгоритмы ранжирования.
- Яндекс имеет систему повышающих факторов, которые улучшают ранжирование определенных документов. Также он может искусственно повышать определенные сайты. Вероятно вы не раз сталкивались с тем, что посредственный сайт с не самым качественным контентом стоит в ТОПе выдачи и причины этого не понятны.
- Калькулятор ссылочного спама учитывает 89 факторов. Ссылки все еще влияют на ранжирование в Яндексе.
- Понижающий фактор в RU доменов. Неожиданно.
--------------------------------------------------------------------
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
Система учитывает:
- CTR,
- последний клик,
- время на сайте,
- показатель отказов,
Вот еще несколько положительных сигналов, обнаруженных в коде:
- URL-адрес в закладках. Если пользователи часто добавляют сайт в закладки, он лучше ранжируется.
- Последний URL-адрес в поисковой сессии. Хорошо, если пользователь после посещения вашего сайта не стал переходить на другие ресурсы.
- Повторное посещение сайта. Если пользователи возвращаются, то позиции сайта растут.
- Поисковые запросы сайта или URL-адреса. Если пользователи часто вбивают запрос с названием сайта или вводят URL-адрес, это положительно влияет на рейтинг.
PAGERANK И ССЫЛОЧНЫЕ ФАКТОРЫ
- Согласно слитому коду, авторитетность страницы (PageRank) как фактор ранжирования занимает довольно высокое место по значимости.
Вот подробности, которые удалось выяснить:
- Алгоритмы учитывают возраст ссылок. Старые ссылки поисковик считает более надежными и трастовыми.
- Бэклинки с главных страниц наиболее ценны.
- Ключевые слова в анкорах бэклинков важны. Ключи обязательно нужно использовать, и лучше сохранять порядок слов такой же, как в поисковом запросе.
- Учитывается соотношение «хороших» и «плохих» ссылок. Чем больше «хороших», тем лучше. Поэтому тщательно выбирайте доноров, важны такие критерии, как посещаемость, возраст, соответствие тематике и региону, ИКС не менее 100.
- PageRank сайта-донора. Ссылки с сайтов, которые входят в топ-100 лучших по PageRank, самые ценные.
- За обратную ссылку из Википедии Яндекс начисляет баллы. Особенно хорошо, если по ней идет трафик.
- Чрезмерная переоптимизация полностью обнуляет PageRank.
ТРАФИК И ПОЗИЦИИ САЙТА
В слитом коде есть также информация про трафик и позиции сайта:
- Платный трафик положительно влияет на рейтинг (CTR???). Переходы с рекламы улучшают ранжирование сайта. При этом органический трафик тоже остается важным — нужен баланс.
- Только прямой трафик — это плохо. и Яндекс может заподозрить накрутку.
- Важна средняя позиция домена по всем запросам. Например, для пяти запросов с позициями 2, 5, 21, 18 и 11 среднее арифметическое будет 11 — это значение и будет средней позицией.
- Счетчик Google Analytics. Если он установлен на сайте, это хорошо для ранжирования. Поэтому рекомендуем использовать его наряду с Яндекс.Метрикой.
ХОСТОВЫЕ ФАКТОРЫ
- Ошибки 4XX и 5XX негативно влияют на рейтинг сайта. Чтобы выбрать надежный хостинг, ориентируйтесь на его технические параметры, репутацию и популярность.
URL-АДРЕСА СТРАНИЦ И СТРУКТУРА САЙТА
Вот несколько интересных моментов про URL и структуру сайта:
- Яндекс «не любит» цифры в URL-адресах. Поэтому делайте ЧПУ и не прописывайте в нем id товаров и другие значения с цифрами. URL уже проиндексированных страниц, у которых есть трафик и внешние ссылки, менять не стоит. Если все же решили это сделать, тогда проставляйте редиректы со старого адреса на новый.
- Большое количество слэшей в URL — тоже плохо. Чем их меньше, тем лучше ранжируется страница — речь об уровне вложенности.
- Глубина обхода. Это тоже про уровень вложенности. Чем ближе документ к главной, тем лучше. Поэтому важные страницы размещайте не дальше одного–двух кликов, что соответствует 2 и 3 уровню вложенности.
- Ключевые слова в URL-адресе. Обязательно используйте ключи в URL, но не более трех слов.
- Наличие страниц, которые не имеют родительских ссылок, — негативный фактор ранжирования.
КОНТЕНТНЫЕ ФАКТОРЫ
Контентные факторы тоже относятся к ключевым в Яндексе, и от содержания сайта во многом зависит поведение пользователей. Интересный и полезный материал повышает:
- время сессии,
- глубину просмотра,
- стимулирует повторные посещения.
ТАКЖЕ В СЛИТОМ КОДЕ БЫЛИ ОБНАРУЖЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ НЮАНСЫ:
- Яндекс учитывает возраст документа и последние обновления. Это означает, что нужно регулярно обновлять контент, актуализировать данные.
- Видео на странице. Встроенное релевантное материалу видео — хорошо для ранжирования. Но если оно не работает, то Яндекс снимет за это баллы.
- Страницы низкого качества влияют на весь домен. Этот фактор напоминает алгоритм Helpful Content Update в Google, он может пессимизировать весь сайт за несколько некачественных страниц. Поэтому любой бесполезный материал дорабатывайте или удаляйте.
- Количество заглавных букв в заголовках. Яндекс «не любит» заголовки, написанные верхним регистром.
- Наличие рекламы негативно отражается на позициях. Но если это реклама от Яндекса, то, наоборот, страница получит балл к общему весу. Поэтому, подключайте сайт к РСЯ, если он соответствует требованиям поисковика.
- Наличие Javascript API карт. Яндекс накинет балл за интерактивную Google или Яндекс карту.
ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО ИНТЕРЕСНЫХ МОМЕНТОВ
- В Яндексе действует фактор случайности. Некоторые страницы случайным образом попадают в топ. Система таким образом проверяет, понравится ли материал пользователям и стоит ли на него тоже обратить внимание. Эту технологию сеошники окрестили «одноруким бандитом».
- Верифицированные и обычные аккаунты в соцсетях ранжируются по разным принципам. Непонятно, что это за принципы, но известно, что у подтвержденных аккаунтов выше позиции в поиске по соцсети, к тому же им больше доверяют пользователи. Поэтому профиль компании нужно верифицировать.
- Для страниц Википедии применяются свои факторы ранжирования, чтобы они чаще попадали в топ.
- Для коротких видеороликов (YouTube Shorts, Tiktok) тоже есть отдельные факторы ранжирования.
-----------------------------------------------------